Скоро на Т.С

Протоирей Иоанн Мохов

про омоложение приходов и православие в Самаре



Новости


Архив новостей


Распечатать страницу

Дела церковные - дела семейные

Дела церковные - дела семейные

«Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем.

Бывает нечто, о чем говорят: "смотри, вот это новое"; но это было уже в веках, бывших прежде нас».

(Книга Екклезиаста, гл.1, стих 9-10)

Честно говоря, я не люблю грязных семейных историй, будь то ссоры на кухнях, Гражданские войны или внутрицерковные споры. От них всегда дурно пахнет, они некрасивы. Вот и сейчас, приступая к рассуждению об очередном витке противостояния Константинопольского и Московского Патриархатов не испытываю никакого вдохновения. Однако, вносить ясность необходимо.

История споров за канонические земли Московского Патриархата началась не сегодня. Еще в XIV веке, таком значимом для России, тяжелом и великом – впервые Константинополь попробовал вмешаться в дела своей Русской митрополии, скажем так, странным образом. Произошло это не от хорошей жизни. Византия гибла, убиваемая медленной генуэзской торговой удавкой, турецким вторжением и … собственным бессилием, в основе которого лежала смерть этноса. 

Ромеи умирали, как умирает раковый больной – не быстро, страшно и очень больно. И тогда, в отчаянные времена, Константинополь стал прибегать к отчаянным мерам, доходя до ухода от православия на Ферраро-Флорентийском соборе. Западные государства, молодые, густонаселенные, сильные, манили призрачной помощью в войне с турками. Казалось бы, обман и невозможность решения своих трудностей чужими руками очевидны, но утопающий хватался за соломинку. То же самое с западными русскими землями.

Осенью 1240 года монголы сравняли с землей Киев, и бывшая столица на пару сотен лет выпала из политической жизни, оставив по себе только имя. Власть и светская и духовная ушла во Владимир и, позже, в Москву. В середине XIV века на запад Руси, в земли нынешних Украины и Белоруссии пришла Литва, в скором времени приведшая за собой Польшу. Литовцы приняли католичество – куда же им было деваться перед такими массами русских земель? Только Польша, только Рим.

Тогда и началась Игра, продолжающаяся по сей день с вариациями. Константинополь нуждался в средствах для обороны, а потом для жизни и шел на сделку с Литвой, делая православных Руси разменной монетой. В XVI веке Константинополь нуждался и шел на сделку с Русью. А как вы думали Москве удалось получить своего Патриарха? 

В XVII веке Тишайший Царь Алексей Михайлович Романов выгнал Польшу из Малой России и Константинопольский Патриарх Дионисий IV подтверждает правомерность воссоединение Русской Церкви, путем присоединения к Московскому Патриархату Киевской Митрополии. Как там про доброе слово и кольт? Попробуй не одобри Тишайшего и о тишине у себя можешь забыть.

Кроме того, если быть искренним – претензии Москвы были каноничны. Это наша земля, наша Церковь и наше право.

Но, время шло. Все было тихо до Революции и падения Российской империи. В 20-е, 30-е годы Константинопольский патриархат умудряется и поддерживать обновленческий раскол, и тянет руки к Русской Церкви в Польше, в Прибалтике, в Финляндии. Он хочет прибрать то, что плохо лежит, благо атеистическая Советская власть здесь только в помощь с ее гонениями на Церковь. И опять времена поменялись. В СССР гонения ослабли, а вот давать какому-то зарубежному игроку действовать на территории Советской державы уже не хотелось. Как следствие – в 1978 году Константинопольский Патриарх Димитрий отказался от Эстонии, как части Константинопольского Патриархата. Недолго это длилось и в 1996 году Константинополь вновь заявил свои права на Эстонию.

Чувствуете закономерность? А? Мы слабеем – нас пытаются добыть, а потом добить. Мы разделяемся – нас идут грабить. Мы крепнем – нам преданно смотрят в глаза. Все просто и скучно. 

Конечно, надо помнить о Праве, тем более, что оно на нашей стороне, но также и помнить о праве сильного, всегда имевшего широкое хождение. Константинополь давно не зависит от Блистательной Порты. Турция давно союзник Запада, а Константинопольский Патриарх со своими приходами в Турции, в Германии, в Канаде, в Британии, в США. Если Греция и Элладская Церковь независимы от Константинополя, то есть приходы в других странах. Всего по планете Константинопольский Патриархат насчитывает более 5 млн. прихожан, что не так уж и мало, но маловато и несколько космополитично. Нет своей столицы и своего правителя у константинопольцев, если не брать в рассчет влияние некоторых крупнейших и мощнейших государств планеты.

Ну, и чего мы удивляемся попыткам Константинополя «потрудиться» на Украине? Это уж к гадалке не ходи. Некрасиво? Да. Недостойно? Конечно. Будет исправлено со временем? Скорее всего. Церковь тоже может болеть, ибо она живая. Мертвецы – вот кто не болеют. 

Вспомним иконоборчество, унию с Римом, арианство... Строго говоря, это грехи не Церкви, а против Церкви. Решали раньше – решим и сейчас. А как иначе? И уж как минимум – правда на стороне России и Русской православной Церкви. А Константинополь, украинские раскольники, это дело обычное, почти семейное, не стоит делать трагедии.

Демагогию «партнеры» разводят – не протолкнуться, а в сути всего – простые и понятные чувства, стремления, желания…

Опубликовано: 17 Сентября 2018 // 13:27

Автор: Дмитрий Грешнов

Возврат к списку

Фотогалерея

Рок не ради денег-2018

Рок не ради денег-2018

Фестиваль цветов в Самаре

Фестиваль цветов в Самаре

Мундиаль в Самаре: как это было

Мундиаль в Самаре: как это было

Россия-Испания

Россия-Испания

Карнавал на улице Куйбышева и фанзона на матче Франция-Аргентина

Карнавал на улице Куйбышева и фанзона на матче Франция-Аргентина

Сенегал-Колумбия

Сенегал-Колумбия

Колумбийцы и сенегальцы в Самаре

Колумбийцы и сенегальцы в Самаре



Авторская колонка

Сызранско-тольяттинская афигенизация
Сызранско-тольяттинская афигенизация

Возьмём Сызрань. Здесь на выборах в местный парламент столкнулись интересы двух олигархических кланов: Симоновых и Серперов. Бенефициар ГК «Криста» Владимир Симонов -  проиграл аппаратную войну молодому, но куда более искушённому в подковёр...

С миру по нитке
С миру по нитке

Знаете, я не верю благотворительным фондам. Конечно, я знаю людей, которые, действительно, работают и реально помогают. Но в целом, я должна сама влезть в проблему: потрогать ее, понять изнутри. У нас случилась интересная история.

Опрос

  1. А вы следите за политической ситуацией на Украине?

Смотреть все