В январе 2018 года завершилось объединение банков ВТБ и ВТБ24. О том, как процесс интеграции отразился на работе финансовой структуры, что изменилось для клиентов объединенного банка, а также о результатах работы за 2017 год в интервью Т.С рассказала управляющий розничным филиалом ВТБ в Самарской области Зарина Плукчи.
- В начале года состоялось большое событие для всего банковского рынка - интеграция ВТБ24 в ВТБ. Насколько успешно она прошла?
- Мы действительно с 1 января завершили все юридические процедуры по присоединению ВТБ24 к банку ВТБ, и начали работать под единым брендом. Это серьезное событие, мы к нему готовились весь предыдущий год, и все прошло успешно. Интеграция, в первую очередь, положительно повлияла на нашу работу с клиентами – в универсальном банке им стала доступна вся продуктовая линейка ВТБ в любом из наших офисов. Естественно, мы укрепили свои позиции за счет объединения сети устройств самообслуживания. Теперь у нас более 15 тысяч банкоматов и терминалов в России.
- Возможно, объединение вызвало определенные сложности, например, в части ранее заключенных договоров, их необходимо было перезаключать? Это ведь достаточно трудоемкий процесс…
- Все действующие договоры, которые ранее были заключены ВТБ24 с физическими и юридическими лицами, продолжают свое действие и просто пролонгированы с ВТБ. Перезаключать их не нужно. Наши клиенты заранее были оповещены обо всех изменениях, никаких трудностей у нас в этой части также не возникло. Единственное, что у нас поменялось, это внешний вид. В рамках объединения группа ВТБ провела ребрендинг, и после новогодних праздников всех уже встречал новый логотип. В фирменном знаке банка обновилось «крыло», изменились шрифт и цвет.
- Любое объединение, укрупнение, приводит к сокращениям внутри структуры. Тем более, если существовали дублирующие функции. Как это отразилось на кадрах, не привело ли это к большому сокращению?
- В рамках процесса объединения было принято решение о сохранении на текущем этапе двух сетей обслуживания клиентов – корпоративной (работа с малым, средним и крупным бизнесом) и розничной. Я отвечаю за работу розницы, где у нас очень серьезные задачи по развитию работы с населением в части кредитования и привлечения средств, реализации зарплатных проектов.
По итогам прошлого года мы увеличили свою долю на самарском рынке розничного кредитования до 15,5%, привлеченных средств – почти до 11%. В этом году мы нацелены на дальнейший рост этих показателей.
- Вы выдаете и обслуживаете карты «МИР»?
- Конечно, мы были одним из первых банков, которые начали эмиссию карт Национальной платёжной системы. Всего в прошлом году в Самарской области ВТБ было выпущено почти 70 тысяч карт «МИР», в ПФО – более 350 тысяч штук. Клиенты могут использовать карты для получения зарплаты, пенсии и других социальных выплат. Условия обслуживания по ним идентичны на всей территории России.
- Расскажите об итогах работы банка в регионе в прошлом году?
- Значительное влияние на данный результат окажут беспрецедентные меры государственного стимулирования в рамках новой программы «семейная ипотека», а также снижение, возможно, не такими быстрыми темпами как в прошлом году, ипотечных ставок. Также на территории Самарской области действуют совместные программы ВТБ и региональных строительных компаний. За счет субсидирования ставки нашими партнерами-застройщиками ипотеку можно оформить по ставке от 5,5% годовых.
- Как вы работаете с привлечением вкладчиков?
- Объем средств на счетах и депозитах клиентов-физических лиц по итогам 2017 года увеличился на 14% - почти до 42 млрд рублей. Тенденция роста сохранится и в текущем году. Депозиты – абсолютно безрисковый инструмент и та ставка, которую мы сегодня по ним предлагаем – до 7,5%, вполне конкурентна. В прошлом году наши клиенты по достоинству оценили новый способ хранения и преумножения своих средств – накопительный счет. В рамках продукта «Мультикарта» есть возможность увеличить доходность по нему до 10% годовых. У нас есть широкий спектр инвестиционных продуктов. Начиная с классического брокерского обслуживания на фондовом и валютном рынках, заканчивая готовыми решениями – структурные продукты, ПИФы, доверительное управление.
- У населения сейчас очень востребовано микрокредитование. В ВТБ данное направление будет как-то развиваться?
- Мы не предлагаем и не будем предлагать микрозаймы под большой процент. Этому уже давно существует хорошая альтернатива – карточные продукты, где погашая за короткий промежуток времени свой небольшой займ, клиент вообще может не платить банку никакие проценты. Главное - сохранять платежную дисциплину и укладываться в льготный период. Даже если клиент вышел за рамки грейс-периода, процентная ставка по его кредитной карте все равно будет в разы меньше, чем по микрозайму.
- 2017 год для банковского бизнеса был непростым, многие игроки покинули рынок. На ваш взгляд, сейчас можно говорить о стабильности в этом секторе или процесс ухода финансовых организаций с рынка может продолжиться?
- В первую очередь – на ставки, которые он предлагает. Если вы видите, что, например, ставка по депозиту существенно отличается в бОльшую сторону от средней по рынку, это должно вызвать вопросы. Есть риск, что у банка проблемы с ликвидностью и за счет привлечения средств населения под высокие проценты он эту проблему решает. Также при выборе необходимо руководствоваться наличием договора банка с Агентством по страхованию вкладов (АСВ). Это поможет избежать неприятных ситуаций при отзыве лицензии у финансового учреждения, где хранятся ваши сбережения. Как правило, все крупные игроки сотрудничают с ним.