Новости


Архив новостей

Опрос

  1. ФАС поддержала идею о пугающих надписях на бутылках с алкоголем. Будет ли эта мера эффективной?


Смотреть все

Распечатать страницу

Светлое? Тёмное? Серое!

Светлое? Тёмное? Серое!

Фото: ru.depositphotos.com

Если спросить человека о том, каким бывает пиво, большинство совершеннолетних (да и несовершеннолетних, к сожалению, тоже) не задумываясь перечислят основные виды: светлое, тёмное, безалкогольное. Некоторые ценители вспомнят также про пшеничное и нефильтрованное. Серьезно разбирающиеся в вопросе назовут «лагер», «пилснер», «эль», «стаут» и прочие сорта пенного напитка, коих существует огромное количество – благо, за более чем 5000 лет человечество смогло придумать множество способов варки пива. Но есть один «сорт» пива, рецепт которого вы вряд ли найдёте где-либо, хотя купить его сегодня можно чуть ли не на каждом шагу. Речь про «серое» пиво, которым в итоге может оказаться практически любой сорт, продаваемый на разлив.

Как известно, пиво – сезонный продукт. Его потребление в теплое время года существенно выше, чем в холодное. А значит, вскоре спрос упадёт, и пивной отрасли придётся сбавить обороты, что вызовет падение доходов всех занятых в этом бизнесе. Одним из способов увеличить заработки является торговля тем самым «серым» пивом.

Сразу нужно пояснить, что в понятие «серое пиво», несмотря на кажущуюся схожесть, вкладывается совсем не тот смысл, что в словосочетание «палёная водка». В случае с пивом это вполне нормальная как с санитарной, так и с технологической точки зрения продукция, произведенная на пивном производстве. Вот только производитель «забывает» задекларировать партию и заплатить акциз – 21 рубль с литра.

В случае с небольшими и средними пивоварнями, производящими менее 3 млн литров в год, производство не обязательно должно быть оборудовано автоматическими счётчиками произведенной продукции. Такое требование относится только к крупным производителям. Небольшие же пивоварни просто декларируют количество произведенной продукции, и на этом всё. Разумеется, проконтролировать соответствие заявленных и реальных объемов производства довольно сложно, ведь только в Самарской области действуют около 40 небольших и средних пивоварен. В итоге «серый» рынок пива не только прекрасно себя чувствует, но и растёт!

В июле 2018 года «Территория.Самара» и общественная организация «Союз Потребителей» проводили рейд по точкам, торгующим разливным пивом. В сфере наших интересов оказались магазины и бары, находящиеся в непосредственной близости от гостевых маршрутов Чемпионата мира по футболу. В целом, несмотря на массовый приток приехавших на мундиаль туристов, торговцы пивом не заметили роста продаж. Одной из причин было то, что как в фан-зоне, так и на стадионе «Самара-Арена» продавалось исключительно баночное пиво. А иностранным туристам, по словам одного из разоткровенничавшихся с нами продавцов, якобы настоятельно не рекомендовали покупать пиво на разлив. При этом количество нарушений, выявленных нами во время рейда, было не очень большим. В основном, на точках продаж имелись как сертификаты, так и сопроводительные документы на товар.

Спустя полтора месяца после завершения Чемпионата мира по футболу «Союз Потребителей» снова прошелся по торгующим разливным пивом точкам, немного расширив географию: помимо самарских, общественники проверили и несколько тольяттинских магазинов. Результаты оказались плачевными.

Так, например, в магазине «Пиво Раки» на проспекте Карла-Маркса, 39, общественникам не смогли предоставить вообще никаких документов на пиво. Ни сертификата, ни накладных, ни журнала учёта пива. Конечно же, вызванный продавцом по телефону руководитель пообещал всё предоставить позже, однако вышеуказанные документы должны постоянно находиться в точке продаж, а затребовать их имеет право любой покупатель.

В следующей точке, магазине «Аббатское» на Революционной, 52, не смогли показать сертификат и журнал учёта. В «Разливных напитках» на ул. Революционной, 135, сертификаты на пиво и журнал учёта оказались в порядке, а вот товарно-транспортных накладных не обнаружилось. В магазине «Кругаль» на проспекте Масленникова, 47, журнал учёта и накладные нашлись, но общественникам не смогли показать сертификаты. «Пивное место» на Санфировой, 99, смогло похвастаться и сертификатами, и товарно-транспортными накладными, но предъявить журнал учёта продавец не смог.

Последние две точки из проверенных в Самаре — магазин «Za Пив.com» на Георгия Димитрова, 90 и «Пенный дворик» в Крутых Ключах на ул. Мира, 12 не смогли предоставить никаких документов. Таким образом, из семи торгующих разливным пивом магазинов лишь у одного не было проблем с документами. О чём это говорит, наверное, понятно любому...

В Тольятти проверка общественников также затронула восемь точек. Проблемы обнаружились в четырех. 

Так, в магазине «Баклашка» на Московском проспекте, 7, представителям «Союза потребителей» не смогли предоставить товарно-транспортные документы на пиво «Чешское нефильтрованное». Также проблемы с документами на «Чешское» обнаружились и в точке на Московском проспекте, 21а. Не нашлось ни сертификата, ни товарно-транспортных накладных.

В магазине «Гессен» на Космодемьянской, 3а, обнаружилось нарушение, тянущее на штраф или даже отзыв лицензии - общественникам не выдали чек. Оказалось, касса не работает, а товарных чеков на точке не имеется. Окажись на месте общественников из «Союза Потребителей» государственные проверяющие, у торговцев пенным напитком были бы серьезные проблемы. В магазине «Ямщик», что на проспекте Степана Разина, 8б, не смогли показать сертификат и журнал учёта пива. При этом товарно-транспортные накладные предоставили на пиво «Купец», но продавалось оно как «Райбах Перле».

Наверное, список пивных магазинов, имеющих проблемы с документами можно было бы продолжать ещё долго. Но проверять всех подряд и выявлять конкретных нарушителей, наверное, всё-таки не является задачей СМИ. А вот донести до властей и общественности наличие серьезной проблемы – является.

Наличие рынка «серого» пива представляет существенную проблему для государства, мимо которого проходят акцизные сборы. Несложно подсчитать, что малым и средним пивоварням достаточно лишь на четверть занижать объемы выпущенной продукции, декларируя вместо 4 млн литров те самые 3 млн литров в год (300 тысяч декалитров), которые позволят им не перейти в разряд крупных, чтобы получать 21 миллион рублей просто «из воздуха». А если реально выпускать 6 млн литров? Прибыль окажется просто баснословной.

Для общества «серый» рынок тоже несёт мало хорошего. Одно дело, когда магазин закупил качественную, но неучтённую продукцию. Но кто поручится, что вся эта «неучтёнка» того же качества, что и пиво, вышедшее с производства официально? Наверное, никто. При этом не стоит забывать, что аппетиты у разного рода не совсем честных дельцов обычно растут. И вслед за «неучтёнкой» может начаться экономия на ингредиентах, техпроцессе и т. д. Ведь контроль за этим рынком очень и очень слабый, если это вообще можно назвать контролем.

Контроль разливного пива находится ещё очень и очень далеко от совершенства, если нынешнее положение дел можно называть словом «контроль». А ведь только в Самаре, как сообщили нам в городском департаменте предпринимательства, туризма, потребрынка и услуг, действует 1421 торговый объект, осуществляющий розничную продажу пива и пивных напитков.

 Т.С будет следить за развитием ситуации.

Опубликовано: 18 Сентября 2018 // 14:30

Автор:

Возврат к списку

Фотогалерея

Самарская жемчужина

Самарская жемчужина

InterioRoom 2018

InterioRoom 2018

Дентал-Экспо. Самара. 2018

Дентал-Экспо. Самара. 2018

Парад Памяти 2018 года

Парад Памяти 2018 года

Рок не ради денег-2018

Рок не ради денег-2018

Фестиваль цветов в Самаре

Фестиваль цветов в Самаре

Мундиаль в Самаре: как это было

Мундиаль в Самаре: как это было



Авторская колонка

Отбились!
Отбились!

На днях случилось важное событие, демонстрирующее тот факт, что рейдеры далеко не всесильны: впервые за два года ООО "СМТ" выиграло в суде! По результатам камеральной проверки по декларации НДС, суд отказал в удовлетворении требований налог...

Упразднение буквы "Ш" не отменит вопрос качества шин
Упразднение буквы "Ш" не отменит вопрос качества шин

На будущей неделе, скорее всего, решится вопрос отмены обязательного использования знака «Шипы», который российские автомобилисты традиционно вешают на заднее стекло автомобиля. 9 ноября соответствующий проект был внесён в Правительство РФ.