Скоро на Т.С

Старая Самара

Каким должен быть исторический центр города


17

Ноября

, Суббота,

Погода в Cамаре: 1 °, Переменная облачность

Пробки: 4 Балла


Новости


Архив новостей


Распечатать страницу

Протоиерей Иоанн Мохов: В Самарской области происходит омоложение приходов

Протоиерей Иоанн Мохов: В Самарской области происходит  омоложение приходов

Фото: Денис Кудряшов

В Самарской области насчитывается около 500 действующих православных храмов, хотя еще четверть века назад их было менее 100. О том как и благодаря кому идет возрождение духовности в регионе, какие проекты реализует Самарская епархия для вовлечение людей в православие и как помогает церковь государству Т.С рассказал настоятель Прихода в честь святителя Спиридона Тримифунтского Чудотворца, протоиерей Иоанн Мохов.

 - Если сравнить Самарскую область с соседними регионами, или с другими городами-миллионниками, то по количеству Храмов и церковных приходов мы, наверное, уступаем только Москве и Санкт-Петербургу. Почему так происходит: где-то много храмов и церквей, и с каждым годом их становится еще больше, а где-то эти процессы фактически «заморожены»?

- Есть такое выражение «каков поп, таков и приход». Перефразируя это выражение, скажу так: каков глава епархии, такова и сама епархия. Митрополит Сергий возглавляет самарскую епархию уже более 25 лет, он не просто человек церкви, он ее лидер. Большую часть своей жизни он посвящает строительству храмов и возрождению духовности в Самарской области. Он этим живет. Для него не имеет значения богатый человек или бедный, молодой или старый. Если люди крещенные, то их хорошо бы познакомить с православием, чтобы они не просто крестик на груди носили, а пришли осознанно в храм. Поэтому у митрополита Сергия две внешних задачи: строительство новых храмов и развитие детских епархиальных центров.

- На фоне других регионов ПФО Самарская область очень православная? В национальных республиках, видимо, картина совершенно иная?

- В Самаре только действующих Храмов насчитывается более 70. В сравнении с другими регионами, например, нашими соседями, то в Башкортостане, где проживают более 4 миллионов человек, храмов около 20. Причем это количество сохраняется уже на протяжении многих лет. Появление там новых храмов – это достаточно тяжелый процесс. И это при том, что в Башкортостане русского населения насчитывается более 50%, а башкир – около 20%. Так что православных там, на самом деле очень много.

Если сравнивать, например, субъекты ПФО по преподаванию основ православной культуры, то по статистике в школах некоторых из них, этим предметом охвачено меньше 1% детей. А в Самарской области – больше 50%. В том же Оренбурге, который не является национальной республикой со своей религией, этот показатель составляет 2,5%. Разница, как видите, колоссальная.

- То есть, это заслуга митрополита Сергия, самарской епархии, или все же регион у нас такой духовный, люди здесь более лояльны к православию?

- Когда митрополит Сергий пришел в Самарскую область, то храмов в регионе было меньше ста. Сейчас их почти 500 и больше тысячи священников, которые воспитаны здесь Владыкой. Так что очень многое зависит не столько от региона и живущих в нем людей, сколько от личности, от лидера, который ведет за собой. Но такие лидеры есть, к сожалению, не везде.

Когда я в 2002 году приехал в Самару, то столкнулся с уникальной самобытностью живущих здесь людей. Здесь очень разные характеры: от очень позитивных, готовых к полной самоотдаче и жертвенности, до «моя хата с краю», мне ничего не нужно. Слава Богу, что людей, которые горят своим делом, которым не все равно, больше.

- Еще одна миссия митрополита, как вы заметили, это развитие детских епархиальных центров. Насколько я знаю, это проект, рожденный в Самарской епархии?

- Да, идея принадлежит митрополиту Сергею. В нашей епархии был создан уникальный проект, аналогов которого в России нет – это некоммерческий фонд «Детский епархиальный образовательный центр». В нем занимаются около 16,5 тысяч детей. Самый большой центр находится при храме Кирилла и Мефодия на Барбошиной поляне.

Многие люди ошибочно полагают, что в таких детских центрах изучают только закон Божий. Но это не так. Закон Божий - это базовый предмет, но там также обучают фехтованию, хореографии, пению, рисованию, прикладному искусству, театральному искусству, основам самообороны, даже балету. В таких центрах преподают большое количество дисциплин. 

Этот проект, наверное, можно сравнить с "Домами пионеров", существовавших в советские годы. Другое дело, что Дома пионеров финансировало государство. А ДЕОЦы находятся на балансе самарской епархии. К сожалению, вынуждены признать, что нам не хватает ни площадей, ни специалистов, ни финансирования для более активного развития этого проекта. 

Но в целом сама по себе идея создания такого некоммерческого фонда, который занимается только детьми, - это уникальное явление на территории современной России. Здесь мы ни в коем случае не замещаем государство, мы ему помогаем.

- Уникальность проекта, как я понимаю, еще и в том, что дети в этих центрах занимаются совершенно бесплатно, тогда как в «домах пионерах» родителям приходится частично оплачивать или работу педагогов, или расходные материалы.

- Да, в детских епархиальных образовательных центрах занятия для детей бесплатны. Хотя родители проявляют инициативу и сами покупают детям расходные материалы, например: краски, пластилин… но это исключительно их личное желание. Как правило, всем необходимым центры обеспечены. Еще один важный момент: очень часто дети из таких центров сами помогают своим сверстникам из детских домов: делают для них игрушки и передают нуждающимся. То есть дети получают не только какие-то знания и навыки, но и культурные, духовные основы.

- В самарских храмах служат довольно много молодых священников, это целенаправленная политика епархии по омоложению кадров и как следствие вовлечение в православие молодого населения?

- Действительно, в самарской епархии много молодых священников от 30 лет. Возможно, молодежи проще общаться с теми духовными наставниками, которые близки им по возрасту, по восприятию современного мира. Но нужно при этом понимать, что у возрастных священников большой жизненный опыт, колоссальный багаж знаний. Поэтому мы с ними общаемся, советуемся, учимся у них. Сегодня одна из самых важных составляющих служения любого священника – разговаривать с людьми любого возраста.

Вот пример: у нас есть священник, который приходит на служение в армию. Он разговаривает с мальчишками, вчерашними школьниками, которые, возможно, еще находятся в шоковом состоянии. К ним должен прийти с одной стороны мудрый, старший товарищ, а с другой - он не должен быть слишком старым, эдакий дедушка, иначе эти мальчишки скажут: «да ладно, чего ты нам расскажешь, твоя жизнь давно уже прошла». Поэтому им нужен человек, который старше их лет на 10-15, чтобы они могли на одном языке поговорить о каких-то важных вещах. Другой пример. У нас есть священники, которых отправляют в тюремные учреждения. Там другая ситуация: наоборот, нужен человек постарше, поскольку молодого священника в исправительном учреждении не будут воспринимать всерьез.

Наконец, самый важный и в то же время самый сложный для нас пласт – это молодежь, студенты. Это самые интересующиеся люди. Согласитесь, когда молодежное отделение возглавляет дядя лет 50-ти, то это неверно. Он не будет с ними бегать, прыгать, ходить в походы, смотреть кино. Здесь нужен молодой священник, креативный, который даже позволит себе говорить на молодежном языке, но при этом не переходить рамки и границы культурных православных норм.

Вполне можно утверждать, что в Самарской области происходит омоложение приходов. Мы видим, сколько сегодня молодежи приходит в Церковь, что они все больше интересуются Православием.

Опубликовано: 23 Октября 2018 // 09:18

Автор:

Возврат к списку

Фотогалерея

InterioRoom 2018

InterioRoom 2018

Дентал-Экспо. Самара. 2018

Дентал-Экспо. Самара. 2018

Парад Памяти 2018 года

Парад Памяти 2018 года

Рок не ради денег-2018

Рок не ради денег-2018

Фестиваль цветов в Самаре

Фестиваль цветов в Самаре

Мундиаль в Самаре: как это было

Мундиаль в Самаре: как это было

Россия-Испания

Россия-Испания



Авторская колонка

Сызранско-тольяттинская афигенизация
Сызранско-тольяттинская афигенизация

Возьмём Сызрань. Здесь на выборах в местный парламент столкнулись интересы двух олигархических кланов: Симоновых и Серперов. Бенефициар ГК «Криста» Владимир Симонов -  проиграл аппаратную войну молодому, но куда более искушённому в подковёр...

Давайте выключим звук
Давайте выключим звук

Я – почти ветеран. Потому что прочитала в своей жизни десятки родительских чатов и километры обсуждений. Были ясли: «Валентина Сергеевна, вы воспитатель, а значит, обязаны следить за здоровьем детей, поэтому в обед дайте Маше спазмолитик, отхаркивающ...