Новости


Архив новостей


Распечатать страницу

Протоиерей Иоанн Мохов: В Самарской области происходит омоложение приходов

Протоиерей Иоанн Мохов: В Самарской области происходит  омоложение приходов

Фото: Денис Кудряшов

В Самарской области насчитывается около 500 действующих православных храмов, хотя еще четверть века назад их было менее 100. О том как и благодаря кому идет возрождение духовности в регионе, какие проекты реализует Самарская епархия для вовлечение людей в православие и как помогает церковь государству Т.С рассказал настоятель Прихода в честь святителя Спиридона Тримифунтского Чудотворца, протоиерей Иоанн Мохов.

 - Если сравнить Самарскую область с соседними регионами, или с другими городами-миллионниками, то по количеству Храмов и церковных приходов мы, наверное, уступаем только Москве и Санкт-Петербургу. Почему так происходит: где-то много храмов и церквей, и с каждым годом их становится еще больше, а где-то эти процессы фактически «заморожены»?

- Есть такое выражение «каков поп, таков и приход». Перефразируя это выражение, скажу так: каков глава епархии, такова и сама епархия. Митрополит Сергий возглавляет самарскую епархию уже более 25 лет, он не просто человек церкви, он ее лидер. Большую часть своей жизни он посвящает строительству храмов и возрождению духовности в Самарской области. Он этим живет. Для него не имеет значения богатый человек или бедный, молодой или старый. Если люди крещенные, то их хорошо бы познакомить с православием, чтобы они не просто крестик на груди носили, а пришли осознанно в храм. Поэтому у митрополита Сергия две внешних задачи: строительство новых храмов и развитие детских епархиальных центров.

- На фоне других регионов ПФО Самарская область очень православная? В национальных республиках, видимо, картина совершенно иная?

- В Самаре только действующих Храмов насчитывается более 70. В сравнении с другими регионами, например, нашими соседями, то в Башкортостане, где проживают более 4 миллионов человек, храмов около 20. Причем это количество сохраняется уже на протяжении многих лет. Появление там новых храмов – это достаточно тяжелый процесс. И это при том, что в Башкортостане русского населения насчитывается более 50%, а башкир – около 20%. Так что православных там, на самом деле очень много.

Если сравнивать, например, субъекты ПФО по преподаванию основ православной культуры, то по статистике в школах некоторых из них, этим предметом охвачено меньше 1% детей. А в Самарской области – больше 50%. В том же Оренбурге, который не является национальной республикой со своей религией, этот показатель составляет 2,5%. Разница, как видите, колоссальная.

- То есть, это заслуга митрополита Сергия, самарской епархии, или все же регион у нас такой духовный, люди здесь более лояльны к православию?

- Когда митрополит Сергий пришел в Самарскую область, то храмов в регионе было меньше ста. Сейчас их почти 500 и больше тысячи священников, которые воспитаны здесь Владыкой. Так что очень многое зависит не столько от региона и живущих в нем людей, сколько от личности, от лидера, который ведет за собой. Но такие лидеры есть, к сожалению, не везде.

Когда я в 2002 году приехал в Самару, то столкнулся с уникальной самобытностью живущих здесь людей. Здесь очень разные характеры: от очень позитивных, готовых к полной самоотдаче и жертвенности, до «моя хата с краю», мне ничего не нужно. Слава Богу, что людей, которые горят своим делом, которым не все равно, больше.

- Еще одна миссия митрополита, как вы заметили, это развитие детских епархиальных центров. Насколько я знаю, это проект, рожденный в Самарской епархии?

- Да, идея принадлежит митрополиту Сергею. В нашей епархии был создан уникальный проект, аналогов которого в России нет – это некоммерческий фонд «Детский епархиальный образовательный центр». В нем занимаются около 16,5 тысяч детей. Самый большой центр находится при храме Кирилла и Мефодия на Барбошиной поляне.

Многие люди ошибочно полагают, что в таких детских центрах изучают только закон Божий. Но это не так. Закон Божий - это базовый предмет, но там также обучают фехтованию, хореографии, пению, рисованию, прикладному искусству, театральному искусству, основам самообороны, даже балету. В таких центрах преподают большое количество дисциплин. 

Этот проект, наверное, можно сравнить с "Домами пионеров", существовавших в советские годы. Другое дело, что Дома пионеров финансировало государство. А ДЕОЦы находятся на балансе самарской епархии. К сожалению, вынуждены признать, что нам не хватает ни площадей, ни специалистов, ни финансирования для более активного развития этого проекта. 

Но в целом сама по себе идея создания такого некоммерческого фонда, который занимается только детьми, - это уникальное явление на территории современной России. Здесь мы ни в коем случае не замещаем государство, мы ему помогаем.

- Уникальность проекта, как я понимаю, еще и в том, что дети в этих центрах занимаются совершенно бесплатно, тогда как в «домах пионерах» родителям приходится частично оплачивать или работу педагогов, или расходные материалы.

- Да, в детских епархиальных образовательных центрах занятия для детей бесплатны. Хотя родители проявляют инициативу и сами покупают детям расходные материалы, например: краски, пластилин… но это исключительно их личное желание. Как правило, всем необходимым центры обеспечены. Еще один важный момент: очень часто дети из таких центров сами помогают своим сверстникам из детских домов: делают для них игрушки и передают нуждающимся. То есть дети получают не только какие-то знания и навыки, но и культурные, духовные основы.

- В самарских храмах служат довольно много молодых священников, это целенаправленная политика епархии по омоложению кадров и как следствие вовлечение в православие молодого населения?

- Действительно, в самарской епархии много молодых священников от 30 лет. Возможно, молодежи проще общаться с теми духовными наставниками, которые близки им по возрасту, по восприятию современного мира. Но нужно при этом понимать, что у возрастных священников большой жизненный опыт, колоссальный багаж знаний. Поэтому мы с ними общаемся, советуемся, учимся у них. Сегодня одна из самых важных составляющих служения любого священника – разговаривать с людьми любого возраста.

Вот пример: у нас есть священник, который приходит на служение в армию. Он разговаривает с мальчишками, вчерашними школьниками, которые, возможно, еще находятся в шоковом состоянии. К ним должен прийти с одной стороны мудрый, старший товарищ, а с другой - он не должен быть слишком старым, эдакий дедушка, иначе эти мальчишки скажут: «да ладно, чего ты нам расскажешь, твоя жизнь давно уже прошла». Поэтому им нужен человек, который старше их лет на 10-15, чтобы они могли на одном языке поговорить о каких-то важных вещах. Другой пример. У нас есть священники, которых отправляют в тюремные учреждения. Там другая ситуация: наоборот, нужен человек постарше, поскольку молодого священника в исправительном учреждении не будут воспринимать всерьез.

Наконец, самый важный и в то же время самый сложный для нас пласт – это молодежь, студенты. Это самые интересующиеся люди. Согласитесь, когда молодежное отделение возглавляет дядя лет 50-ти, то это неверно. Он не будет с ними бегать, прыгать, ходить в походы, смотреть кино. Здесь нужен молодой священник, креативный, который даже позволит себе говорить на молодежном языке, но при этом не переходить рамки и границы культурных православных норм.

Вполне можно утверждать, что в Самарской области происходит омоложение приходов. Мы видим, сколько сегодня молодежи приходит в Церковь, что они все больше интересуются Православием.

Опубликовано: 23 Октября 2018 // 09:18

Автор:

Возврат к списку


Фотогалерея

Митинг против транспортных проблем

Митинг против транспортных проблем

Самарская жемчужина

Самарская жемчужина

InterioRoom 2018

InterioRoom 2018

Дентал-Экспо. Самара. 2018

Дентал-Экспо. Самара. 2018

Парад Памяти 2018 года

Парад Памяти 2018 года

Рок не ради денег-2018

Рок не ради денег-2018

Фестиваль цветов в Самаре

Фестиваль цветов в Самаре



Авторская колонка

Упразднение буквы "Ш" не отменит вопрос качества шин
Упразднение буквы "Ш" не отменит вопрос качества шин

На будущей неделе, скорее всего, решится вопрос отмены обязательного использования знака «Шипы», который российские автомобилисты традиционно вешают на заднее стекло автомобиля. 9 ноября соответствующий проект был внесён в Правительство РФ.

Дела церковные - дела семейные
Дела церковные - дела семейные

История споров за канонические земли Московского Патриархата  началась не сегодня. Еще в XIV веке впервые Константинополь попробовал вмешаться в дела своей Русской митрополии, скажем так, странным образом. Произошло это не от хорошей жизни....